Наиболее нормальной и наименее патологической формой насилия является игровое насилие. Мы находим его там, где оно используется в целях демонстрации своей ловкости, а не в целях разрушения, где оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью. Можно привести многочисленные примеры игрового насилия, начиная с военных игрищ примитивных племен и кончая искусством борьбы на мечах в дзен-буддизме. Конечно, когда мы утверждаем, что при игровом насилии не может иметь места воля к разрушению, то имеем в виду только идеальный тип подобных игрищ. На практике за четко установленными правилами игры зачастую можно обнаружить неосознанную агрессию и деструктивность. Но даже и в этом случае основной мотивацией является то, что человек демонстрирует свою ловкость, а не то, что он хочет что-то разрушить. Последняя сессия — сертификационная. Гораздо большее практическое значение имеет реактивное насилие. Под ним я понимаю насилие, которое проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Оно коренится в страхе и, вероятно, именно поэтому является наиболее часто встречающейся формой насилия, этот страх может быть реальным или надуманным, осознанным или бессознательным.

Теория любви Фромма

Зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь — это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: Добродетель и сила — одно и то же.

Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности — это страсти; любовь — это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.

ревность — это крайняя форма эгоистического стремления к обладанию как указывает Фромм, истинная любовь к самому себе противоположна эгоизму. Не случайно говорят, что ревность означает смерть любви, поскольку ни . Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих.

Любовь — разрешение проблемы человеческого существования Всякая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя и у животных мы можем обнаружить любовь или, скорее, нечто на нее похожее, однако привязанности животных относятся главным образом к области инстинктов; но только остаточные обнаружения этих инстинктов можно наблюдать у человека. Он уверен только в прошлом, а что касается будущего, то он может быть убежден только в том, что рано или поздно он умрет.

Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества — все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума.

Переживание отчужденности порождает тревогу, и в конечном счете тревога всегда происходит от этого. Быть отчужденным — значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами.

По мнению Фромма, первый шаг в достижении этого искусства — осознание, что если хотим научиться любить, важно поступать точно так же, как если бы хотели научиться любому другому искусству: Второй шаг — это овладение практикой. После длительной практики знание и навык соединятся в одно — в интуицию, что и будет подлинным мастерством. Третий шаг, который выделяет Фромм — сосредоточенность, полная самоотдача себя, своих сил и мыслей этому мастерству.

Овладевая этим искусством, совершенствуя свое мастерство человек, обретает способность любить. Фромм разделяет понятия быть любимым и самому любить.

Зависть, ревность, честолюбие, всякого рода жадность – это страсти; любовь же – всегда действие, проявление Эрих Фромм,"Искусство любить".

Искусство любить Эрих Фромм Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал. Однако сложность задачи не должна сдерживать стремления познать как эти сложности, так и условия их преодоления. Чтобы избежать искусственных усложнений, я старался изложить проблему на языке столь доступном, сколь это возможно. По той же причине я свел к минимуму ссылки на литературу о любви.

Для некоторых проблем я не нашел удовлетворительного решения, т. Эрих Фромм Является ли любовь искусством? Является ли любовь искусством?

ЭРИХ ФРОММ: О РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ НАСИЛИЯ

В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека.

Цитата номер из книги «Искусство любить» - «Признав любовь Эрих Фромм Признав любовь деятельностью, мы сталкиваемся, однако, ревность, честолюбие, всякого рода жадность – это страсти; любовь же.

Многие его книги, написанные живым ярким языком, становились бестселлерами: Эрих Фромм В ней он сравнивает две противоположные формы любви: Любовь плодотворная предполагает по отношению к любимому человеку проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение. Такая любовь возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Неплодотворная любовь направлена на то, чтобы подчинить себе объект любви и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её. Эти формы любви могут встречаться как в любви между мужчиной и женщиной, так и в родительской любви. Меня всегда интересовало, какой личный опыт любви имел Эрих Фромм, что он сумел так глубоко понять природу любви и причины ее разрушения. К сожалению, официальные биографические справки в словарях практически ничего не сообщали о женах Э.

Поскольку первый опыт любви связан с матерью, начнем с нее. Эрих Фромм родился во Франкфурте-на Майне в году. Он был единственным ребенком в патриархальной еврейской семье. Его отец владел винной лавкой, но при этом стремился к духовности.

1.6, Нарциссизм и ревность

Под равенством понимают равенство автоматов: Это тождество абстракций, людей, которые работают на одних и тех же работах, имеют похожие развлечения; читают одни и те же газеты, имеют одни и те же чувства и идеи. В этом положении приходится с некоторым скептицизмом смотреть на иные достижения, обычно восхваляемые, как некие знаки нашего прогресса, как например, равенство женщин. Нет необходимости говорить, что я не выступаю против равенства женщин; но положительный аспект этого стремления к равенству не должен никого вводить в заблуждение.

Это часть общего стремления к уничтожению различий. Равенство покупается дорогой ценой:

Эрих Фромм поэтому любовь, ненависть, амбиции, ревность объяснялись Фрейдом как проявления различных форм сексуального инстинкта. Фрейд.

При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб"быть любимым", а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-то — это для них такое захватывающее переживание, что они"бросаются" за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека.

Такова же их ориентация и в сфере мышления: Для этих людей характерно, что их первая мысль — найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными, они относятся к людям и институтам совершенно так же: Они демонстрируют своеобразный вид верности, в основе которой благодарность к тому, кто питает их, и страх потерять его.

Поскольку они нуждаются во множестве тех, кто обеспечивает их безопасность, они вынуждены быть верными многим людям. Им трудно сказать"нет", и они легко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Раз они не могут сказать"нет", они любят говорить"да" всему и всем, и в результате паралич их критических способностей делает их слишком зависимыми от других. Они зависят не только от авторитетов, дающих им знания, помощь, но вообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку.

Эрих Фромм - Искусство любить

Малыш-кукушонок, пока взрослые птицы летят за кормом, изо всех своих слыбых сил старается избавиться от конкурентов, выбрасывая из гнезда яйца или едва вылупившихся птенцов своих кормильцев. В результате он остается один, и ему достается вся еда, которую добывают для своего потомства хозяева гнезда. Отсюда - столь ревностное отношение к этим атрубутам. Так, например, человек реагирует болезненно на людей и обстоятельства, которые могут угрожать карьере партнера, его статусу, его материальному положению.

Частенько, чтобы спасти для себя хоть что-то существенное, человек может требовать от партнера разделить счета, переписать на себя недвижимость, инвестировать деньги в дорогие подарки.

Интересные рецензии пользователей на книгу Искусство любить Эрих Фромм: вы способны любить без требований,ревности,способны отдавать и.

Кроме того, она рождает стыд и чувство вины. Это переживание вины и стыда в связи с отделенностью выражено в библейском рассказе об Адаме и Еве. Едва ли это так. Разве что на краткий миг. По крайней мере, в западных демократиях. Оно означало также, что должны уважаться все различия между индивидами, что хотя и верно, что все мы составляем единство, но так же верно, что каждый из нас является уникальной сущностью, космосом в себе.

В современном капиталистическом мире понятие равенства изменилось.

AudioBook: Ерих Фромм: Искусство Любить: исследование природы любви / 2